Одно из достижений западной
культуры конца ХХ века — революция в отношениях между врачами и пациентами.
Пришел конец пассивному выполнению предписаний — настала эра сотрудничества; не
все знают, что топливом для этой трансформации оказалась эпидемия СПИДа среди
образованных жителей США
Мне было года 23, когда мама при мне сказала своей подруге: «Вот и наши
начинают уходить». Подруга грустно кивнула: им было тогда лет 45-50, они
впервые воочию убедились в том, что они смертны. В этом деле я могла дать им
фору, ведь у меня в ежедневнике записи о похоронах появлялись чуть ли не чаще,
чем об интервью с каким-нибудь политиком, специалистом или активистом либо об
ужине с друзьями. Часто случался перехлест: активиста можно было отловить на
похоронах, а поминки плавно перетекали в ужин с друзьями. Шел 1990 год, и я уже
лет пять работала корреспондентом, специализирующимся по СПИДу.
Если не считать того, что вокруг меня постоянно умирали люди, это была
замечательная работа — и прекрасная школа. На моих глазах происходили научные
открытия, важнейшие изменения в американской культуре и настоящая революция в
американской системе здравоохранения — и мне доверяли все это описывать.
Когда болезнь впервые появилась, ее называли GRID — gay-related immune
deficiency («дефицит иммунитета у геев»). Затем стало понятно, что вирус (предполагалось,
что это вирус) выбирает жертв все-таки не на основании сексуальной ориентации —
болели те, у кого еще была гемофилия, и почему-то гаитяне. То есть это тогда
было «почему-то», теперь понятно, что на Гаити передача вируса половым путем
среди гетеросексуального населения просто началась гораздо раньше, чем в
Штатах. В начале 80-х ходил анекдот:
«— Что сложнее всего сделать после того, как тебе поставили диагноз СПИД?
— Убедить собственную мать, что ты на самом деле гаитянин».
Революция в здравоохранении, конечно, произошла не из-за сексуальной
ориентации пациентов, а потому, что заболевать и умирать стали молодые,
здоровые, состоятельные городские жители-мужчины — то есть те люди, которые в
тот момент в американской культуре были убеждены, что будут жить не просто
очень хорошо, а более или менее вечно. Это про них было сказано: «Americans
think that death is optional» («Американцы считают, что смерть факультативна»)
— накачанные, блестящие, вечно молодые, они вкладывались только в себя. И когда
они начали страшно болеть, чуть ли не в одночасье становясь дряхлыми,
немощными, истощенными, слепыми, парализованными — так на них действовали
повседневные бактерии и вирусы, — они в первую очередь, как ни странно это
звучит, возмутились.
Поводов для возмущения было предостаточно. Мало того, что никто не знал, как
лечить эту болезнь — даже если бы волшебное лекарство появилось,
бюрократическая американская система проверки и регистрации лекарственных
средств задержала бы его на годы (тогда средний срок от изобретения до аптеки
превышал 10 лет). В довершение ко всему врачи общались с этими пациентами, как
со всеми остальными, то есть как с дебилами. Но если старушки, дети и
беременные женщины готовы были терпеть такое обращение, то новые больные
бунтовали, тем более что они действительно активно изучали свой недуг и методы
его лечения и часто знали еще больше, чем врач (напоминаю: Интернета тогда не
было, но по всей Америке информация ходила в перепечатках). И, наконец, их
совершенно праведный гнев вызывало отношение к СПИДу общества и государства:
мальчика, больного гемофилией и СПИДом, отлучили от школы; официанты в
популярных среди геев ресторанах надели резиновые перчатки; и главное —
правительство Рональда Рейгана, а за ним и Джорджа Буша-старшего мало внимания
обращало на страшную болезнь, пока от нее не начали страдать гетеросексуальные
избиратели со Среднего Запада.
В 1987 году появилось общественное движение под названием AIDS Coalition to
Unleash Power, название практически непереводимое по причине его, в общем,
бессмысленности: придумано оно было ради аббревиатуры — ACT UP, что, впрочем,
тоже перевести невозможно, но это что-то взрывное. Это была самая
необыкновенная организация из всех, мною когда бы то ни было где бы то ни было
виденных. По понедельникам около тысячи человек набивались в огромный зал, где
на сцену поочередно выходили люди с предложениями демонстраций и других
публичных действий, информационными сообщениями и, конечно, новостями о смерти
товарищей. В организации была прямая демократия — любой человек, пришедший на
общее собрание, имел право участвовать в дискуссии, голосовать и предлагать
акции.
Очень быстро из этого хаоса выстроилась машина по производству акций прямого
действия. Например, в октябре 1989 года больше трех тысяч человек приехали в
Вашингтон, чтобы рано утром буквально взять в кольцо здание Food and Drug
Administration. На то, чтобы повязать такое количество народу, полиции
потребовался бы весь день, так что FDA была заинтересована в переговорах.
Представители ACT UP добились встречи с главой ведомства — и произвели на него
такое впечатление своей аргументированной позицией и своим пониманием проблемы
и системы, что из странной встречи родилась рабочая группа с участием
активистов; в результате средний срок прохождения новых препаратов сократился
до двух с половиной лет. Именно это и позволило препаратам, изобретенным ближе
к середине 90-х, поступить в аптеки уже в 1996 году — и это превратило СПИД из
смертельного в хроническое заболевание.
Было невероятно интересно писать про науку. Был скандал с первооткрывателем
ВИЧ — американский «сооткрыватель» был в конце концов разоблачен как плагиатор.
Были ученые-первопроходцы, пытавшиеся впервые создать «умные» лекарства, то
есть препараты, изготовленные в соответствии с некоей заранее разработанной
теорией о механизме их действия. И произошли огромные изменения во
взаимоотношениях врачей и пациентов, которые во многих случаях теперь говорят
на одном языке.
Я перестала специализироваться на СПИДе где-то в начале 90-х, когда меня
унесло в Восточную Европу: тут было интересней — и все же гораздо приятнее,
когда люди вокруг не мрут как мухи. Но, пожалуй, опыт ACT UP в не меньшей, чем
«бархатные революции», мере научил меня тому, что человек способен на многое и
почти на все. И еще: при столкновении с любой болезнью заниматься медицинским
самообразованием.
www.snob.ru/
|