Стоило преодолеть гонорею и изобрести противозачаточные таблетки
— возник смертоносный вирус, который не дает нам расслабиться. Похоже, человек
обречен жить по принципу: не подумавши — не потрахаешься
Скажем, прошло много лет с того самого рокового дня. И наступил год,
например, девятьсот двадцать первый от Сотворения Мира (тогда, говорят, долго
жили). И Адам умер и предстал перед Господом (опять). Происходит примерно такой
диалог:
Господь: Ну как?
Адам (вызывающе): А неплохо.
Господь: В плане?
Адам (вызывающе): Да нормально.
Господь: Ну расскажи.
Адам: Много приятного. Еда, например. Дети радуют. Секс тоже приятный.
Говорю, много приятного.
Господь: Насколько приятного?
Адам (раздраженно): Достаточно приятного. Если подумать.
Каждый раз, когда жизнь на земле, то есть за пределами Эдемского сада,
кажется приятной, возникает странное чувство, что смысл наказания за тот самый
надкушенный фрукт оказывается куда менее прямым и куда более изощренным, чем мы
привыкли думать. Может быть, сыгранная с нами шутка построена на том, что мы
получили ровно то, чего хотели — знание, понимание, мышление, — но пользоваться
ими вынуждены не по собственному желанию, а постоянно. Возможно, нам отомстили
ровно тем же способом, каким наказали позже за жадность царя Мидаса: все, к
чему мы прикасаемся, заставляет нас подумать, и любое удовольствие,
которому мы пытаемся отдаться бездумно, безотчетно, не ограничив себя
интеллектуальным усилием — словом, так, как, возможно, отдавались удовольствиям
в саду Эдемском, — превращается в непременное страдание. Что попало не пожрешь,
где попало не поспишь, с кем попало не потрахаешься. Поду-у-у-у-мать.
Поду-у-у-у-мать.
В Пражском музее секса (очень хорошем в отличие от многих его собратьев)
есть зал, посвященный 70-м годам в Свободном Мире. Почти весь этот зал увешан
фотографиями с оргий, секс-вечеринок, шумных сабантуев в секс-клубах и прочая,
и прочая. Это одни из самых светлых любительских фотографий, которые мне
доводилось видеть: на них не просто красивые люди, находящиеся в ладах со своим
телом и с собой, позирующие в невероятных фетишистских костюмах, обнимающиеся с
детской радостью; на них — люди, чувствующие, что они победили мир. Их родители
были чопорными скованными домохозяйками и белыми воротничками в послевоенной
пряничной suburbia; их матери ложились спать в достигающих пола ночных
рубашках, их отцы не лечили привезенную с войны гонорею, потому что стыдились
пойти к врачу. Люди на фотографиях сумели преодолеть чудовищную ригидность
своих родителей, собственного детского воспитания и сделали свой мир и свои
тела свободными. Через 15 лет почти никого из людей на фотографиях не было в
живых. СПИД.
Происходит странная история: нам все время не удается потрахаться, не
подумавши. Вот возникли антибиотики, и казалось, что самый страшный бич тех,
кто решается свободно распоряжаться своим телом — ЗППП, — побежден. Но довольно
быстро выяснилось, что некоторые вещи не лечатся антибиотиками, а некоторые
вещи, которые лечатся, — мутируют и лечатся ими все хуже и хуже: началась
знаменитая гонка «лекарства против мутаций». Вот появилась противозачаточная
таблетка, и над головами людей, вступающих в свободные сексуальные отношения,
перестал висеть дамоклов меч возможной нежелательной беременности (и какая
борьба шла за то, чтобы эта таблетка была доступна всем желающим, а не только
замужним женщинам по рекомендации врача!). И тут выяснилось, что есть СПИД.
Который, опять же, требует от нас довольно странной вещи: подумать в последнюю
минуту, в тот момент, когда сама природа, казалось бы, предлагает перестать
думать и даже желает сделать все возможное, чтобы передать контроль над
ситуацией от головы к телу. Нам все равно приходится подумать: отвлечься, сосредоточиться,
достать презерватив, надеть презерватив. Невольно предположишь, что это —
изощренное наказание за проявленное еще в Раю желание знать, что не просят, и
думать, когда не следует.
Впрочем, может быть, дело в куда менее поэтичной, но зато более дальновидной
причине, по которой нам постоянно приходится подумать прежде, чем потрахаться,
— в этаком двойном эволюционном кунштюке. Умение подумать — главное
эволюционное преимущество безволосых, мелкозубых, медленно ступающих по земле
приматов — то есть нас. Возможно, те, кому удается доказать свою способность
подумать в самый неподходящий для думанья момент, доказывают этим свое право на
выживание. А возможно, эволюционные механизмы просто тренируют нас таким
образом думать в самые неподходящие для этого моменты, — сильного возбуждения,
сильного желания, сильного социального и культурного давления.
А может быть, все гораздо, гораздо проще. Может, в эти моменты происходит
примерно такой диалог:
Господь (ехидно): Ну как?
Адам (быстро натягивая презерватив): На, подавись, садюга! (Еве) Иди сюда,
киса! Ща мы ему покажем.