Когда лоснящийся самодовольством крикливый начальственный боров в
окружении раболепных ментов, гордо расправив грудь, отворил ногой дверь
в гей-клуб и принялся хамить как образцовый начальник овощебазы - в
сердца многих геев проникло сладкое содрогание. Ужели будет, будет и у
нас настоящий Стоунволл, как в Америке?! Ясно, что речь идет о дешевом
пиар-ходе, ясно что знаменитый клуб "Душа и тело" уже сотый раз
выступает разменной монетой в сражениях политдеятелей муниципального
масштаба, ясно что обвинять политоппонента в "гомосексуализме" или
"потворстве гомосексуалистам" не скоро еще станет в России дурным
тоном. Но все-таки есть же какой-то предел. Когда префект Северного
округа кидается на прохожих с воплями: "Чо, наркоман, да!" - это
все-таки должно во что-то вылиться. Выльется, по всей видимости, в
антимитволевкий пикет с участием секс-меньшинств, разрешение на который
неосмотрительно дал сам Митволь. Каким бы ни был в стране политический
режим, нет права у должностного лица вести себя с гражданами как
зарвавшейся училке-климактеричке с второклассниками.
Последние
полгода тема ЛГБТ все время на слуху - это чуть ли не самая живая
среда, из тех, за которыми наблюдает Либерти.Ру. То ли и впрямь
"оттепель", то ли кто-то "Митволями" отвлекает общественное внимание от
реальных ужасов творящихся на том же Северном Кавказе, однако, факт
состоит в том, что геи все чаще напоминают о себе. И одним из главных
трендов стало активное выдвижение правозащитников в регионы. Поводов
для такого движения можно отыскать массу. То гомофобному тамбовскому
губернатору по шапке дать, то толерантному губернатору кировскому
свинью подложить. Если наиболее медийно-значимое событие, гей-парад,
организуемый проектом GayRussia, все-таки остается
специфически-московским явлением, то небольшие ЛГБТ-движения вроде
LGBTRights или "Российской ЛГБТ-сети" проводят "Неделю против
гомофобии", "Радужный флешмоб" или "День молчания" во многих городах:
от Минска до Перми, от Кирова до Петербурга. Особенно интересно в этой
связи мероприятие под названием "Школа ЛГБТ-активистов", которое
планирует провести в Петербурге движение "ЛГБТ-сеть". Предполагается,
что получив кое-какие навыки общественной работы и гей-правозащитной
деятельности, волонтеры отправятся в регионы - налаживать работу
соответствующих НКО по всей стране. Заявка серьезная. У власти вроде
как есть повод беспокоиться. К независимым (то есть, чаще всего,
зависимым от заграницы) правозащитникам, на чем бы те не
специализировались, она испытывает определенную антипатию, а к бузе в
регионах - тем более. И так все в какую-то пропасть летит. И все же мне
кажется, что в данном случае, как и в любом другом, связанном с геями,
власти особенно беспокоиться не стоит. К сожалению, или к счастью -
российские секс-меньшинства ни с какой стороны не являются
революционным субъектом.
Мне уже приходилось здесь писать, что
единого ЛГБТ-сообщества с ценностями, нормами и прочими культурными
кодами в России не существует. Есть множество различных сред, зачастую
вовсе не пересекающихся между собой. Из тех, что присутствуют в
общественном поле, можно назвать круг сайта GayRussia - это, что
называется, "радикальное крыло". Затем - множество небольших
правозащитных движений и НКО, пытающихся действовать более нежно - не
провоцировать общество и власть на открытое противостояние, а искать те
формы, которые могли бы на данном этапе быть восприняты адекватно -
выращивать там что-то, подлечивать. Типичный пример - "радужный
флешмоб" - гей-манифестация без мордобоя и громких лозунгов. Как-то раз
им даже разрешали что-то провести в Москве. Но акции подобных движений
немедийны и имеют очень слабый резонанс в СМИ. Наконец гей-бизнес,
олицетворением которого служит издатель журнала "Квир" Эд Мишин. Эта
среда вообще не ставит перед собой каких-то общественных задач и
считает, что живет в нормальном европейском обществе, где защищены все
базовые права.
Тем не менее, стоит сказать, что ни одна из этих
групп не является в традиционном смысле политизированной. Риторика
может быть более или менее жесткой, однако, она никогда не относится к
универсальным вопросам политического бытия. Речь неизменно идет о
парциальных проблемах гомосексуалов. Никто не требует убить королеву,
отдать фабрики крестьянам, землю - рабочим, а церкви - под бордели по
сниженным ценам.
Тем не менее, верно будет сказать, что "права
ЛГБТ", как и права любых меньшинств, да и вообще "права человека" -
ключевой элемент либеральной риторики. Геи ассоциируются с либералами и
с "западными ценностями". Именно отсюда, на мой взгляд, такое
настороженное отношение власти и неуклюжие, иррациональные попытки "не
пущать". Гомосексуальность в России, если отбросить обсценные
коннотации, однозначно рифмуется с либерализмом. Самое красноречивое
свидетельство чему - термин "либераст", настолько прижившийся, что
скоро вероятно войдет в словари. Вот именно эту связку и стоило бы
исправлять в общественном сознании.
Не стоит говорить банальности
о том, что гомосексуализм - это не философское или политическое учение,
то есть не "-изм". Поэтому отчасти более корректным считают термин
"гомосексуальность". Среди гомосексуалов, ясное дело, великое множество
людей консервативных, националистических, лево-патриотических,
державных или еще бог знает каких взглядов. Живут себе и в ус не дуют
5% населения страны. Пусть в провинции гомосексуалом быть несладко -
устроиться более-менее терпимо можно всегда и везде. И ведь это нам
кажется, что несладко, а какому-нибудь токарю-монтажнику Васе из города
Калуги - ему это "всегда так было". И прожить вроде как можно. Это я не
потому пишу, что я тварь и призываю народ к долготерпению. Это я скорее
к тому, что активисты (любые) - это все-таки люди особого склада. По
пятидесятникам, преследовавшим 2Х2 не стоит судить о всех лютеранах, по
хоругвеносцам - о православных, по гей-активистам о геях.
Главное,
что следует сделать власти - понять что "импорт гей-парада и
толерантности/политкорректности" - вовсе не обязательно автоматически
влечет за собой "импорт оранжевой революции". Гей - не значит либерал,
либерал - не значит защитник геев. Давайте вспомним длящийся уже
несколько месяцев скандал в движении "Солидарность", где противоречия
по вопросу об отношении к защите меньшинств вылились в настоящий
раскол, а Владимир Милов дал свою знаменитую отповедь гомосексуалам: "Я
не хочу выступать в защиту гей-парада. Я этого делать не буду. Я
категорически против чтобы гей-сообщество навязывало "Солидарности"
борьбу за свои права. Пускай свои права защищают другим путем. Они
граждане, но у нас разные цели и разные интересы. "Солидарность" - это
не партия геев. Защита геев в наши задачи не входит". Вспомним, как
геям не давали таскать на оппозиционные митинги свою символику, банили
всячески, гнали от себя, не любили. Гомофобия, как ни странно, мало
коррелирует с политическими воззрениями.
И второе, что стоило бы
понять власти - это тот факт, что за сегодняшними российскими геями не
стоит никаких денег, никаких крупных интересов, никаких политических
амбиций. Это не Ходорковский, не Каспаров и даже не Лев Пономорев. Это
люди куда менее важные и уж, конечно, куда менее героические.
Отстаивают они исключительно частные, "эгоистические", как выражались в
свое время несогласные, интересы. Хорошо это или плохо - решать самим
геям, среди которых есть и несистемные оппозиционеры, и мягкие
оппоненты власти, и настоящие лоялисты. Но, все же, крайне бессмысленно
вот так по-глупому наживать себе врагов. Никто ведь на деле всерьез не
рассчитывает, что в России в скором времени будут, к примеру, разрешены
однополные браки. Никто ведь не требует поубивать всех скинхедов и
хоругвеносцев. Хотят люди простой вещи - чтобы власть прекратила хамить
устами всевозможных Бетиных, Лужковых, Митволей. Иначе просто
непонятно, с какой стороны всем геям, лесбиянкам и транссексуалам не
пойти и не записаться прямо сразу в НБП.
Антон Котенев
http://www.liberty.ru/