Страх - одно из самых
сильных и долгоживущих чувств человека. Своими размышлениями о страхах людей с
ВИЧ делится Геннадий Рощупкин.
Думаю, что многие сегодня согласятся, что среди основных мотивов,
подвигающих человека на определенные действия, вместе с чем-то фрейдовским о
сексе, можно назвать страх. Именно страх, который есть не что иное, как самое
яркое проявление отраженного от реальности инстинкта самосохранения. Но страх
может быть контролируемым, иногда даже полезным, а может стать зеркалом Снежной
Королевы, искажающим до неузнаваемости все, что отражает. Копаясь в себе, когда
у нас есть на это время и желание, мы часто специально или неосознанно обходим
некоторые уголки. В этих уголках (а часто это могут быть целые кварталы нашей
памяти) живет страх. Там ему стоят алтари, на которые мы приносим страшные
жертвы - себя и свою душу.
Страх - одно из самых сильных и долгоживущих чувств человека. Если мы
испугались чего-то сегодня, то мы очень долго еще будем бояться того, чего
испугались, да и самого воспоминания об этом. Но, память уже зафиксировала
событие. Страх уже поселился в нас. И, фактически, если гуляя в себе продолжать
обходить неприятные (а страх никогда не бывает приятным) факты нашей жизни, то
мы обречены на вечный страх. На страх, который не только "пьет нашу
кровь", но и разрастается за счет ассоциаций страшного факта с чем-то
новым.
В конце октября 1988 года, когда мне было 18 лет от роду, мне поставили
диагноз "ВИЧ-инфекция". Это, безусловно, повлияло на всю мою
последующую жизнь. Знание о том, что ты ВИЧ-положительный - тяжёлая ноша,
которая не становится легче с годами. Наоборот, нести эту ношу становится все
тяжелее и тяжелее. В большей степени этому спосо6ствует чувство страха: растут
старые страхи, появляются новые.
Но в жизни всегда есть место для чуда. Однажды, одна известная в Америке
женщина - Венди Арнольд - сказала мне, что страшен (да и вообще существует)
только собственный страх. Золотые слова! Они помогли мне по-другому посмотреть
на мир. И действительно, я увидел, что в окружающем меня мире вообще нет ничего
страшного. Внутри же меня живет большой многоликий страх. В течение почти года
я старательно заглядывал в разные его лики и, как ни странно, оставаясь не
менее отвратительными, они переставали быть столь страшными.
Лицо первое, и самое большое - "Страх смерти"
Страх, как нечто эволюционирующее, когда-то был много проще и имел,
возможно, только одно лицо. И именно "Страх смерти" мог быть этим
лицом. Человек начинает бояться смерти еще до того, как поймет, что живет.
"Страх смерти" - это потребность в существовании, этот страх живет в
животе человека.
Когда человек воспитывается (неважно где - в семье, школе или на улице), он
узнает, что проживет некое примерное, но все же достаточно определенное время.
Например, 70-80 лет. Поэтому в 20
лет, когда человек полон сил, еще не ощущается "дыхание смерти", и
"Страх смерти" чувствуется очень и очень смазано. Сорок или пятьдесят
лет - это большой срок для человека прожившего только 20. Еще не с чем сравнить
этот промежуток времени. Но вот человек узнаёт, что он заражен ВИЧ, и смерть
катастрофически быстро приближается к нему. Пять или восемь лет - это уже то
время, которое можно примерить на прошлую жизнь, посмотреть, сколько и что
сделано за аналогичное время. Смерть становится близкой реальностью и,
соответственно, "Страх смерти" начинает ощущаться до боли явственно.
По сути, страшна не сама смерть,
а та неизвестность, незнакомость, несравнимость ее с чем-ли6о. Можно сравнить
ощущение "Страха смерти" с ощущениями при неожиданном падении в
неизвестную яму, да еще с завязанными глазами. Говорят, что у страха глаза
велики. Это действительно так. У "Страха смерти" два глаза -
"Страх перед болью" и "Страх перед физическим уродством".
Оба они открываются медленно. Но, открывшись, они обрекают человека всегда быть
в напряженном ожидании неотвратимого уродства и боли. (По сути, глаза страха -
это уверенность в неотвратимости чего-либо плохого.)
Лицо второе - "Страх невозможности контроля над собственной
жизнью"
Это лицо так же можно назвать "Страх перед невозможностью реально
планировать свое будущее". Для краткости, в дальнейшем я буду называть его
"Страх 6есконтрольности". Этот страх появляется благодаря усилению
"Страха смерти".
Когда человек начинает осознавать себя как живое существо, у него появляются
осознанные желания. Человек начинает знакомиться с окружающим миром, с опытом
других людей, с их ошибками и достижениями, появляется собственный опыт. Все
это служит почвой для создания "воздушного замка" под названием
"Вот такой будет моя жизнь, вот таким буду я сам!". Обычно к 20 годам
этот "замок" уже более или менее четко очерчен - человек начинает
сознательно стремиться к чему-то определенному. Без сомнения, с течением времени
"замок" меняет очертания, а иногда полностью перестраивается, но не в
этом суть. Важно, что в определенном возрасте человек начинает осознанно и
самостоятельно строить свое будущее.
Именно размеры и долговременность притязаний (амбиций) определяют возможную
в будущем силу "Страха бесконтрольности". В этом смысле детям
примерно до трех лет, а тем более новорожденным, проще, чем взрослым: маленькие
дети еще не приняли решений о своих планах на 5-10 лет вперед.
Думаю, уже ясно, что когда человек узнает о своем положительном тесте на
ВИЧ, его "воздушный замок" не просто растворяется, а взрывается.
Человека засыпает обломками, которые не что иное, как его бывшие надежды и
устремления. А когда рассыпался "воздушный замок" (он же - возможно
достижимый образ желаемого будущего) то все "ступени", построенные,
чтобы до него добраться, могут стать бессмысленными. Человек одновременно может
потерять не только будущее, но и прошлое. Ведь нет смысла в университетском
образовании, если ты уже точно никогда не станешь крупным ученым.
У "Страха бесконтрольности" также есть глаза. Огромные, черные. Их
три - "Страх бесконтрольности ближайшего будущего", "Страх
потерять достигнутое" и "Страх потерять друзей и близких".
Именно этими тремя глазами человек, узнавший, что у него ВИЧ, и начинает со
временем смотреть на окружающий мир и на себя в нем.
Когда открывается глаз "Страх
бесконтрольности ближайшего будущего", человек может потерять инициативу и
утонуть в сомнениях типа "А надо ли? Ведь все равно не успею, да и
бесполезно все это", или стремится полностью переложить на других
ответственность за принятие каких-либо решений. Если человек с ВИЧ/СПИДом
начинает часто скандалить и постоянно требовать (именно требовать) помощи -
этот человек уже не верит в собственные силы, он отдал их "Страху
бесконтрольности".
Когда открывается глаз "Страх потерять достигнутое" (по другому
этот глаз можно назвать "Страх внешнего одиночества") - человек уже
даже не думает о будущем. Этот глаз может смотреть только назад. Достигнутое
приобретает огромную, гипертрофированную значимость. Это как бой за последний в
жизни кусок хлеба: если и его потерять, то уже ничего не останется от жизни.
Жизнь станет пустой. В основном глаз "Страх потерять достигнутое"
обращен асоциальный статус человека и не касается личных отношений с кем-либо.
В это время ВИЧ-положительный чаще всего воспринимает происходящее только как
покушение на ранее достигнутое им или как подтверждение сохранности и
невредимости достигнутого (а больше уже редко требуется). Даже надежда на
излечение, становится лишь надеждой на сохранение имеющегося.
Когда же открывается третий глаз - "Страх потерять друзей и
близких" (по-другому этот глаз можно назвать "Страх внутреннего
одиночества") - реальности для боящегося уже не существует. Человек, глядя
на мир уже и этим, третьим глазом может вообще потерять способность менять свое
мнение. Он становится "отмороженным", как сегодня говорят тинэйджеры,
фанатичным хранителем своего собственного прошлого: положительно оценивается
только то, что похоже на положительные факты в прошлом, ничего нового уже не
может быть принято. Одним из главных результатов восприятия мира через глаз
"Страх потерять друзей и близких" можно назвать уверенность, что
ВИЧ-положительному наверняка будет отказа но при попытке завязать новые
дружеские и/или сексуальные отношения из-за страха перед возможными
последствиями (заражением и/или обвинением в связи с "плохим"
человеком - ВИЧ-положительным). Продолжением этого становится уверенность, что
имеющиеся сегодня близкие и друзья реально могут бросить человека с ВИЧ по той
же причине.
Страх вызвать страх - это переломный момент. Все последующие страхи, о чем
бы они ни были, уже не будут иметь никакого отношения к реальности. Все они
станут порождением того квазимира, который с ВИЧ видит двумя глазами
"Страха смерти" и гремя глазами "Страха бесконтрольности".
Лицо третье - "Страх, что кто-то что-то узнает"
Этот страх появляется разве что чуть позже "Страха смерти". У
каждого есть что-то, что хотелось бы скрыть от других, а иногда и от самого
себя. Например, если человек преуспевающий бизнесмен, то вряд ли он будет
рассказывать, что в детстве украл у товарища рубль или любил подглядывать за
соседкой, когда та мылась. Скорее всего, образ желаемого будущего - "Я
богат, известен, умен и порядочен, у меня прекрасная семья и надежные
друзья!" - будет вытеснять столь несовместимые с ним воспоминания. Но
прошлое не может перестать существовать, стать ничем. Когда человек узнает, что
у него ВИЧ, у этого страха открываются большие перспективы! Ведь скрывать надо
будет так много. Особенно, когда видишь мир как вечную опасность.
Именно "Страх, что кто-то что-то узнает" заставляет человека
тратить даже последние силы на маскировку своих проблем (не важно, реальных или
вымышленных) и тем самым закрывать себе пути для их решения. И самое главное об
этом страхе - он заставляет нас прятаться не только от окружающих, но и от
самих себя.
Безусловно, я сгустил краски, и сделал это умышленно. Но все описанное -
реальность. В большей или меньшей степени в каждом ВИЧ-положительном живут эти
три лика, и пять, их глаз искажают для них окружающий мир. Они оказывают
значительное влияние на поступки людей с ВИЧ, что, в свою очередь, формирует
отношение окружающих к ВИЧ-положительным, и, в результате - отношение
ВИЧ-положительных к окружающим. Да и ослабление здоровья происходит прямо -
пропорционально усилению страхов.