1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Если верить
статистике, в России более полумиллиона человек инфицированы ВИЧ. Однако
есть и другие подсчеты: около 1,5 млн человек живут с ВИЧ. Сегодня
можно говорить, что никто не застрахован. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом,
часто спрашивают: «Почему?». Этот вопрос приводит многих к Богу и в
Церковь. А Церковь старается помочь.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве
Один на один? Нет,
кто-то рядом
Выходя из лаборатории с вердиктом «положительно», человек
понимает, что жизнь разделилась на «до» и «после». Перед ним встает множество
вопросов: говорить ли близким, как именно лечиться, что будет, если узнают на
работе. Дискриминация или, как ее называют применительно к ВИЧ, «стигматизация»
носителей вируса, - едва ли не самое страшное, с чем сталкиваются
ВИЧ-инфицированные. Получив страшный диагноз, человек не только оказывается
перед лицом смертельного заболевания, но и вынужден скрывать от всех, чем
вызвано его тяжелейшее психологическое состояние, чтобы не стать изгоем.
Спокойно обсуждать течение болезни, возможности терапии, перспективы и проблемы
можно только с себе подобными (родных предпочитают не пугать, а врачам не
всегда полностью доверяют). А еще - со священником.
Молебен, чай,
исповедь
С 2001-го года Церковь приняла официальное решение
включиться в работу по борьбе с распространением СПИДа и помощь ВИЧ-инфицированным
людям (ЛЖВС - людям, живущим с ВИЧ/СПИДом). С этого же времени в московском
храме Живоначальной Троицы в Хорошеве начали служить молебны о здравии
ВИЧ-инфицированных каждое последнее воскресенье месяца. Иногда на них собирается
несколько человек, а иногда - несколько десятков. Кто-то приходит с родителями,
кто-то с детьми. Протоиерей Владимир Шмалий служит молебен, читает на русском
языке Апостол и Евангелие (большинство собравшихся делают только первые шаги в
Церкви), обращается к людям с проповедью - очень простой и обычной, например, о
посте, с поправками на то, что у большинства слушающих - серьезные проблемы со
здоровьем. После молебна в приходском доме все вместе пьют чай, разговаривают о
том же, что и обычные люди обсуждали бы со священником: последние новости
(например, крушение «Невского экспресса»), путешествия, любовь. Кто-то спросит,
как найти духовника, но сначала придется объяснять, кто это такой, потому что с
другого конца стола сразу раздается: «Получается, что отец Владимир - наш
духовник, потому что он постоянно занимается нашим вопросом». И только ближе к
концу чаепития одна девушка пожалуется, что ей страшно начинать терапию.
Обычное чаепитие сразу превращается в занятие группы взаимопомощи: ребята
делятся опытом, обсуждают возможные побочные эффекты, поддерживают и утешают...
Храм Троицы Живоначальной в Хорошеве - первый, где начали
служить молебны для ЛЖВС. Два года назад таких храмов было уже сто - в России,
Украине и Белоруссии. Богослужебная комиссия Украинской Православной Церкви
разработала специальный чин такого молебна. Сейчас уже даже координатор программы участия Русской
Православной Церкви в борьбе с распространением СПИДа Маргарита
Борисовна Нелюбова затрудняется сказать, в скольких храмах проходят подобные
богослужения.
Тех, кто приходит в Хорошево, Маргарита Борисовна может
условно поделить на три группы: те, кто ходит постоянно, те, кто приходит часто
- например, через раз, и те, кто приходит редко или один раз.
С самого начала после молебна стали устраивать чаепития -
для общения верующих людей, объединенных общим диагнозом. Теперь их объединяет
еще и храм. У них очень много не только житейских и медицинских, но и духовных
проблем, и они сообща ищут решения. «Чаепитие - это возможность социализации»,
- поясняет отец Владимир. Общаются ребята и помимо молебнов: вместе едут в
отпуск, целой вереницей машин собираются в Лавру или просто идут вместе поужинать
после собрания в храме.
«В нашем храме стигматизации не было никогда», - говорит
Маргарита Борисовна. Это оазис, который очень ценят приходящие в храм люди.
Конечно, не только Церковь борется со стигматизацией, но ее голос как
общественного института с большим кредитом доверия очень важен. «Очень важен
авторитет конкретного священника на конкретном приходе», - утверждает Маргарита
Нелюбова. «Вся стигматизация идет от безграмотности. Церковь проводит очень
много обучающих семинаров и для священников, и для социальных работников», -
добавляет она.
Протоиерей Владимир Шмалий (см. фотографию) вносит ноту реализма: поле
просветительской работы остается огромным. Далеко не на каждом приходе человек
может сказать о своем диагнозе и не встретить неприятия со стороны священника. Впрочем,
отец Владимир не считает, что его подопечные, если исповедуются в других
храмах, должны обязательно рассказывать о болезни: «Диагноз - это не грех. Это
факт».
Но что-то уже сделано. На первые молебны кто-то боялся
приходить из-за того, что казалось: если я приду, я тем самым засвидетельствую,
что я инфицирован. В последние годы этот страх прошел. Да и на объявлениях
написано: «приглашаем на молебны людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, их близких и
всех, кто хочет помолиться о них». Кто-то стесняется остаться на чаепитие, но
после молебна к отцу Владимиру выстраивается небольшая очередь, он по несколько
минут говорит со всеми, с кем-то отдельно молится, благословляет.
После чаепития священник надевает епитрахиль, и в отдельной
комнате начинается исповедь. Раз в месяц эти люди могут чувствовать себя перед
Крестом и Евангелием свободно: отец Владимир уже знает об их наркотическом
прошлом, связях, истории болезни, борьбе, ошибках, победах.
Терапия - это шаг и
этап
Внешнему человеку непонятно, почему слово «терапия»
произносится с таким особенным нажимом. Начало терапии - серьезный шаг в жизни,
который стараются оттянуть. Показанием становится определенный уровень вирусной
нагрузки в крови. Например, постоянный прихожанин Хорошева Виктор живет с
диагнозом уже десять лет, последние полгода - в ожидании терапии, которую врачи
уже рекомендуют начать.
Маргарита Нелюбова объясняет, почему ребята опасаются
начинать лечение. Каждый, кто принимал антибиотики, знает, что курс лечения -
это определенная дисциплина и напряжение. Многие лекарства при терапии ВИЧ
нужно принимать несколько раз в день по часам. То есть приходится всюду носить
их с собой (ведь ЛЖВС работают и учатся), вставать ночью... Особенные сложности
возникают у тех, кто скрывает свой диагноз от родных и друзей. Трудно принимать
препараты так, чтобы никто не спросил, почему тебе это нужно, не увидел на упаковке
название и не узнал в Интернете, от чего применяется такое лекарство. Некоторые
медикаменты нужно хранить в холодильнике, а если человек скрывает болезнь от
семьи, это почти невозможно.
Есть и объективные опасения. Во-первых, схему лечения нужно
периодически менять. Назначаются лекарства трех типов, но в каждом типе
существует конечное количество препаратов. И рано или поздно встанет вопрос о
том, что делать, если комбинации кончатся. Прерывать терапию нельзя: вирус
мутирует, становится резистентным, и болезнь прогрессирует. В России больные
получают лекарства бесплатно, но в регионах иногда возникают сложности -
вовремя не завезли лекарства или завезли, но не все, которые требуются... Иногда
терапия откладывается потому, что у наркоманов часто ВИЧ сочетается с гепатитом
С, и тогда нужно сначала излечить гепатит и восстановить печень. А это лечение
дорогое, длительное и имеет побочные эффекты.
Однако врачи советуют от лечения не отказываться. Оно дает
серьезный эффект: сейчас ВОЗ даже исключил ВИЧ из списка смертельных
заболеваний, перенеся его в перечень хронических. Продолжительность жизни ЛЖВС
увеличивается практически неограниченно. «Мы пока не знаем, насколько
продлевает жизнь терапия, потому что принимающие ее пока не умирают от СПИДа»,
- говорит протоиерей Владимир Шмалий. ВИЧ-положительные матери могут рожать
здоровых детей с вероятностью до 98 %, если вовремя начать прием особых
лекарств. ВИЧ-отрицательных (то есть здоровых) детей в таких семьях уже много,
и для тех, кто приходит с родителями на молебен, стараются организовать
какой-нибудь интересный досуг.
За рубежом ЛЖВС относятся к терапии с меньшим
предубеждением, чем в России. Психолог Александра Григорьевна Имашева,
работающая с ВИЧ-инфицированными в службе психологической помощи «Свеча»,
говорит, что одна из главных задач их центра, где трудятся верующие психологи,
- профилактика суицида (уровень самоубийств среди ЛЖВС в 30 раз выше, чем в
среднем по стране). Отказ от терапии Александра Григорьевна считает «медленным
суицидом». На Западе приверженность лечению гораздо выше, даже в Африке за
право получать лекарства борются.
Группа «Свечи» с недавнего времени раз в неделю занимается в
церковном доме при храме Троицы в Хорошеве; оказывается психологическая
поддержка, можно получить консультацию через Интернет. Группа не ставит цели
обязательного воцерковления пациентов, но чаще всего люди сами поднимают
духовные вопросы, хотя приходят в основном неверующие или «этнические православные».
Народу в группе все больше и больше, уже не хватает помещения, стоит проблема
профессионального выгорания у психологов.
Впрочем, среди церковных православных отказ от терапии (а
тем более - попытки покончить с собой) - не такое уж типичное явление. Отец Владимир
встречается с этим редко; он регулярно интересуется у своих подопечных, давно
ли они сдавали анализы, даже на исповеди может посоветовать человеку относиться
к своему здоровью с большей ответственностью, хотя бы ради окружающих. А многие
отмечают, что уровень вирусной нагрузки у них снижается после паломничеств.
Благодарить Бога за
болезнь
Парадоксально, но некоторые из заболевших, кто приходит в
храм в Хорошеве, не только не отчаиваются, но и... благодарят Бога за свой
диагноз. Для кого-то он становится благодатной встряской, причиной изменить
свою жизнь, начать бороться со страстями, бросить наркотики. Диагноз четко
ставит перед человеком вопрос о жизни и смерти, и некоторые приходят в уныние,
а кто-то усматривает в болезни нечто положительное.
Виктор вспоминает, как он в первый раз пришел на молебен
(семь лет назад, когда все только начиналось) и сначала довольно дерзко общался
с отцом Владимиром, а потом попал в монастырь, в Площанскую пустынь: «В моей
жизни произошли поразительные перемены, я отказался от наркотиков и
воцерковился». С тех пор он ходит на все молебны, немножко грустит о том, что
исповедь у отца Владимира - только раз в месяц (служит протоиерей Владимир
Шмалий в Троице-Сергиевой Лавре в академическом храме). О стигматизации Виктор
говорит: «Я скрывал от родных какое-то время, но жилось очень тяжело. Теперь
близкие, слава Богу, знают, и это очень хорошо: не надо врать, не надо играть в
шпиона. Никто меня не оттолкнул, а жить стало легче». Друзей, которые не знали
бы о диагнозе, у него тоже нет, но и круг общения, как он говорит, не так уж и
широк. Не знают только на работе. «К гадалке не ходи: узнают - уволят, -
говорит он. - А даже если не увольняют, сама обстановка будет давить так, что
невозможно будет работать, уйдешь сам. Это не в осуждение людей. Страх -
нормальная человеческая реакция». Виктор не винит никого ни в своей болезни, ни
в подчас недостаточной медицинской помощи, ни в социальной изоляции, в которой
оказался. «Я пожинаю плоды собственных поступков». Главное - не озлобляться и
не требовать ничего от окружающих, считает он. Только предупреждает:
«Псевдоуверенность в том, что со мной этого никогда не случится, - первый шаг к
тому, чтобы это случилось».
«Стигматизация, страх, фобии, связанные с ВИЧ, - это знак
того, насколько общество несвободно», - считает Виктор. Над этим, конечно,
нужно работать, поскольку ВИЧ-положительный человек без кровоточащих ран
совершенно безопасен для общества.
Работать с наиболее
благополучным меньшинством?
Конечно, те люди, кто приходит к отцу Владимиру Шмалию, - не
«репрезентативная выборка» ЛЖВС в России. Не так часто приходят те, кто не
способен отказаться от гомосексуальных контактов или наркотиков. Обычно в храм
попадают люди, уже осознавшие необходимость бороться со своими страстями, не
желающие покорно падать «на дно». Остальные - большинство - в поле зрения
московского священника практически не попадают, хотя православные, несомненно,
работают в хосписах, тюрьмах, общаются с наркоманами.
«Специфика церковной работы такова, что Церковь не может и
не должна навязываться никому. Если человек хочет и готов принять помощь, по
крайней мере послушать, что ему скажет Церковь, он приходит. Церковь никого не
притягивает к себе за шиворот, но и никогда не отвергает людей. Если они готовы
бороться, она готова помогать», - объясняет Маргарита Нелюбова.
Готовность Церкви помогать людям, живущим с ВИЧ, закреплена
на официальном уровне. Однако не исключено, что документы этой тематики еще
потребуют редактирования.
С одной стороны, концепция участия Русской Православной
Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с
ВИЧ/СПИДом, признает, что часто инфицированными оказываются люди, не
соответствующие представлению о закоренелых грешниках. Церковь призывает
бороться с явлением общественного отторжения по отношению к таким людям,
оказывать им поддержку и участие. Известно, что на сегодняшний день способы
лечения позволяют ВИЧ-положительным матерям рожать здоровых детей. С другой
стороны, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» называют
заболевание СПИДом одним из оснований для расторжения брака. Маргарита Нелюбова
считает, что это следствие того, что «Основы социальной концепции» составлены в
то время, когда ВИЧ-инфекцию воспринимали как явное свидетельство супружеской
измены, а следовательно - причину для развода. Со временем, когда заболевание
изучили более основательно, в том числе обнаружили другие способы заражения,
мнение Церкви стало менее однозначным. В церковной среде Маргарита Борисовна не
встречалась с тем, чтобы кто-либо оставлял своего инфицированного супруга,
ориентируясь именно на «Основы социальной концепции».
Ежедневно в России регистрируется около 150 случаев заражения
ВИЧ. Сколько людей заражается на самом деле - не может подсчитать никто.
Многие, как Виктор, узнают о диагнозе случайно. Все больше людей, которые
получают вирус не через иглу наркомана или в гомосексуальной связи; все больше
семей, где один или оба супруга имеют диагноз «положительно». ВИЧ становится «семейным
вирусом», уже не считается смертельным заболеванием, хотя и продолжает
ассоциироваться с грехом. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и
противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на
согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но
люби грешника». В концепции участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции
написано: «Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую
гавань спасения и заботливую семью». Постепенно эта идея начинает претворяться
в жизнь.