Все инфекции можно разделить на два вида. Первые
- эндемии, инфекции, которые всегда встречаются среди людей, но остаются на
одном и том же уровне. Другие инфекции - эпидемии, они появляются,
распространяются, через какое-то время идут на спад и исчезают. Последние можно
назвать событиями в жизни человечества - у них всегда есть начало и всегда есть
конец.
Особенность любой эпидемии такова, что она может
вызвать частые смерти от «непривычной» для людей болезни, и по мере развития
эпидемии она все больше будет казаться людям катастрофой или «карой Божьей».
Поскольку люди не понимают, что происходит, и очень часто помнят, что раньше
такой болезни не было, эпидемии могут вызвать настоящую панику и страх в
обществе. С одной стороны страх - это неплохо, он заставляет людей искать
причины эпидемии и средства для борьбы с ней. Именно благодаря этому страху
появилась наука эпидемиология, методы контроля за эпидемиями, наконец,
антибиотики и другие эффективные лекарства.
С другой стороны, слишком часто этот страх
оказывается иррациональным и разрушительным. Люди приписывали эпидемии «Божьему
промыслу», обвиняли людей, пострадавших или умерших из-за эпидемии в
«распространении заразы», считали, что причина эпидемии - аморальное поведение
и асоциальные группы, изгои общества.
Некоторые инфекции оставили особенно тяжелую
память из-за своих катастрофических
последствий, либо из-за того, что их
причину так и не поняли. До наших дней дошло огромное количество свидетельств и
описаний эпидемий. Наиболее яркие примеры – чума, холера и проказа. Эти
заболевания неоднократно уносили жизни людей разных стран, разных сословий и
религиозных убеждений. И каждый раз физическое заболевание начинало осложняться
не менее тяжелыми социальными последствиями: заболевших и их семьи начинали
преследовать. Результаты этих преследований были ужасны сами по себе.
В двадцатом веке появление вакцин и антибиотиков
вселило веру в то, что медицина укротила практически все болезнетворные
инфекции. Более недавние события показали, что оптимизм был преждевременным.
СПИД был лишь одной из многих эпидемий периодически возникающих в той или иной
стране. Время от времени всегда появляются новые, ранее неизвестные опасные
инфекции. В 1967 году была зафиксирована вспышка марбургской лихорадки, в 1976
была открыта вирусная инфекция Эбола. Возвращаются старые инфекции - чума,
холера, туберкулез.
Можно было бы подумать, что развитие медицины и
науки в целом, появление концепции прав человека – все достижения современной
жизни могли бы сделать людей хотя бы чуть-чуть более логичными. Однако эпидемия
СПИДа показала, что со времен Средневековья мало что изменилось. И хотя мало
кто сейчас вспоминает об эпидемиях прошлого, изучение их истории помогло бы
увидеть, как иррациональные страхи определили реакцию общества, правительства и
медиков на относительно недавнее появление новой инфекции - ВИЧ.
Очевидно, что эпидемии делают этот мир
небезопасным местом для жизни. Необходимо сделать все возможное для борьбы с
ними. Борьба с эпидемией – это борьба с самим возбудителем, а также со страхами
и незнанием, которые многократно увеличивают негативные последствия любых
болезней. И с ним необходимо бороться на всех возможных фронтах. Врачи и ученые
могут разрабатывать методы лечения, люди – все возможное, чтобы защитить самих
себя, бороться со своими страхами.
Опасные инфекции - это неизменная часть жизни
людей. И пока мы это не признаем – мы не
добьемся никакого прогресса. Вместо вируса, мы будем бороться с людьми, сея
страдания и боль, не уступающие по последствиям ни одной эпидемии.
Мы располагаем достаточными знаниями, чтобы не
считать холеру или проказу результатом аморального поведения или божественного
наказания. То же самое относится и к СПИДу.
Чума
(«Черная смерть»)
Чума, пожалуй, стала синонимом разрушительной
эпидемии. Наиболее известная вспышка чумы в Европе была названа "Черная
смерть". Предположительно, она началась в Центральной Азии, затем, вместе
с корабельными крысами, она была привезена в Милан в 1348 году. Через три года
почти вся Европа была охвачена эпидемией. В некоторых регионах умерло до трех
четвертей населения, по некоторым оценкам, эпидемия унесла жизни 25 миллионов
человек. Но это было не единственным последствием чумы. Джованни Боккаччо
писал: «Брат отрекается от брата, дядя от племянника, сестра от брата, жена от
мужа. Более того, хоть это и кажется невероятным, отцы и матери отказываются
посещать своих больных детей и ведут себя так, как будто они чужие».
В то время существовало множество объяснений
«Черной смерти» – и все они были ложными. Наиболее популярной была теория о
том, что причина чумы – евреи, отравляющие колодцы и другие водохранилища. Так
в городе Базеле, власти, в благом порыве борьбы с эпидемией, заживо сожгли на
городской площади всех евреев, живших в городе. Чума меж тем продолжала
терроризировать города, пока реальные виновники - крысы и обитающие на них
блохи не были вытеснены другими видами.
Позднее чума неоднократно возвращалась: в 1665
году в Лондоне, в 1720 году в Марселе. К этим событиям опять отнеслись как к
наказанию за грехи, причем главным грехом была нищета. Сейчас это может
показаться странным, но надо помнить о том, что в то время бедных людей считали
безнравственными, их низкий уровень жизни считался прямым следствием их грехов.
Один из английских писателей семнадцатого века писал, что бубонная чума стала
«метлой в руках Всемогущего, который вымел ей наиболее отвратительные уголки
вселенной».
Проказа
(«Нечист, нечист»)
Проказа (лепра) часто встречалась в средневековой
Европе, хотя ее распространение никогда не принимало масштабов эпидемии. Однако
последствия заболевания, постепенно приводящего к разрушению тканей тела,
настолько пугали людей, что социальные последствия проказы были ничуть не
меньше, чем от чумы. Целые сообщества людей подвергались ужасным страданиям,
причиной которых была не проказа, а страх перед ней в обществе.
Проказа, или лепра, передается далеко не так
легко как чума, и многие другие инфекции. Со временем проказа может приводить к
различным деформациям тела, таким как потеря пальцев. Именно это вызывало страх
в обществе, которое традиционно воспринимало подобные изменения как верный
признак греховности заболевшего. На этом основании общество смело изгоняло
людей с проказой, обрекая их на почти полную социальную изоляцию и
труднопереносимые условия жизни.
Религиозный страх перед проказой поддерживался в
христианских традициях. В Ветхом Завете, в книге Левит, предписывается, что
прокаженный должен жить один, каждый раз, встречая других людей, он обязан был
кричать: «Нечист, нечист». Эта же заповедь была подхвачена в христианском мире,
где к людям с проказой относились как к живым мертвецам. Согласно
средневековому ритуалу прокаженный должен встать в открытую могилу, в то время
как священник читал следующий текст: «Запрещаю тебе входить в церковь или
монастырь, на ярмарку, рыночную площадь, мельницу или в компанию людей…
покидать свой дом без костюма прокаженного… дотрагиваться до детей или что-либо
им давать». Иногда прокаженным обещали «ускоренное» спасение за подобные
страдания при жизни, но заболевание проказой продолжали связывать с грехами
человека.
Сифилис и
оспа
Сифилис и оспа стали аналогами средневековых
чумы и проказы в эпоху Ренессанса. Оспа была принесена в Америку европейскими
путешественниками в пятнадцатом веке. Инфекция потрясла Новый Свет - целые
племена и народы погибли из-за оспы. Некоторые историки даже считают, что
конквистадоры смогли завоевать американские племена исключительно благодаря
оспе. Тем временем, вскоре после возращения Колумба в Испанию, в Европе
началась своя напасть - сифилис.
Особенностью сифилиса стала тесная связь с
предрассудками. Достаточно посмотреть на названия. В России сифилис был
«польской болезнью», в Польше - «немецкой болезнью». При этом немцы, англичане
и итальянцы были единодушны во мнении, что это morbus gallicus - французская
болезнь. С этим, правда, не соглашались французы, уверенные, что
ответственность за сифилис лежит на неаполитанцах. Датчане и португальцы
обвиняли во всем испанцев, а японцы - португальцев.
Не зависимо от географического происхождения,
главной проблемой с сифилисом было то, что он передавался при сексуальных
контактах. Наиболее уязвимыми перед сифилисом группами были солдаты и женщины,
занимающиеся проституцией. Вдобавок, сифилис приводил к появлению язв на
гениталиях. В результате между борьбой с сифилисом и борьбой за нравственность
был поставлен знак равенства. Испанский епископ Гаспар Торелла публично говорил
о том, что «сифилитики» не заслуживают того, чтобы быть исцеленными, а потому
заниматься лечением сифилиса не нужно. «Можем ли мы противиться воле Божией,
который наказал их с той же злобой, с которой они согрешили?»
В устаревших лепрозориях для прокаженных
появились новые обитатели - заболевшие сифилисом, что вызвало протесты немногих
больных проказой, возмущавшихся, что к ним поселили этих «грешников». Сифилис
как магнит притягивал страх, унижения и обвинения. Так, во многих больницах,
сифилис лечили с помощью регулярной порки, молитв и исповеди, причем прохождение
«лечения» вменялось законом в обязанность.
Новые
времена: холера и туберкулез
Жертвы холеры встретили столь же «холодный»
прием в девятнадцатом веке. Как и чума, холера легко распространялась среди
людей, живущих в антисанитарных условиях: она передавалась через воду, в
которую попадали фекалии. Холера процветала среди недоедающих людей, живущих в
переполненных, разваливающихся домах. В 1866 году журналист Нью-Йорк Таймс
писал о холере, как о «проклятии грязных, неумеренных и деградировавших людей».
Людям, страдающим от туберкулеза, было не лучше.
Туберкулез, или чахотка, был одним из наиболее распространенных хронических
заболеваний девятнадцатого века.
Туберкулез наиболее часто поражал людей, работающих в скученных,
антисанитарных условиях, не получавших достаточного питания. Разумеется, его
связывали с аморальным образом жизни. В качестве лечения пациентам (богатым,
разумеется) предлагали отдых в специальных санаториях. Правда, это не касалось
женщин, врачи советовали женщинам оставаться дома и выполнять свои домашние
обязанности. Считалось, что туберкулез у мужчин заслуживает большего внимания,
хотя теперь мы знаем, что это не так.
www.aids.ru
|