Фотографии людей, снятые в начале эпидемии ВИЧ, пробуждают мучительные
воспоминания о том времени, когда диагноз СПИД означал неизбежную смерть. Они
служат веским напоминанием о нашем прошлом – и критерием того, что мы должны
избегать в будущем.
Отрезвляющий. Одно-единственное
слово пробуждает дух времени. Работы арт-директора журнала POZ Стива
Моррисона возвращают нас в то время – 1983 год, – когда СПИД еще часто называли
GRID (англ. Gay-Related
Immune Deficiency – «гей-ассоциированный иммунодефицит»), а неизбежное в то
время развитие болезни было настолько же уродливым, насколько выразительными
были ее жертвы. Вдохновленный медицинскими фотографиями 19-го века, Моррисон работал
в то время, когда многие его модели каждую неделю ходили на похороны, и сами
боролись с болезнью. Эти портреты – напоминание нам о том, что ВИЧ реален, о
том, что он может сделать с человеком, со страной, с миром.
Сегодня в отношении к СПИДу царят
апатия, неопределенность и наивность, несмотря на то, что ВИЧ по-прежнему
смертельно опасен. Мы показываем эти фотографии, чтобы напомнить тем, кого там
не было, о тех мрачных днях, когда еще не было антиретровирусных препаратов, о
темных днях, наполненных смертью. И мы показываем эти фотографии как
предзнаменование того, что может случиться, если мы не будем начеку.
Учитывая то, что в мире с ВИЧ
живет 33 миллиона человек – и многие из них не находятся на лечении – волна
смертей, перед которой померкнут даже 80-е, - это всего лишь вопрос времени. И
уже сейчас в Америке люди умирают от СПИДа.
Мир по-прежнему должен страшиться
ВИЧ и СПИДа, но не тех, кто живет с этой болезнью. А те, кто заражены, не
должны бояться получить помощь. Потребность в уходе и поддержке, а также
требование развивать медицину в этом направлении (например, поиск вакцины и
лекарства от ВИЧ) – это путь к победе, способ покончить с реальностью, запечатленной
на этих фотографиях.
Вот как Моррисон рассказывает историю
создания этих фотографий: «Двадцать семь лет назад я переехал из Торонто в
Сан-Франциско, чтобы получить степень магистра искусств в фотографии. Когда я
приехал, то увидел, что во всех газетах города только и пишут, что о недавно
обнаруженном «раке геев». А ведь я надеялся в этом городе получить новый опыт,
поскольку недавно осознал, что я гей. Я помню, как работал в местном ресторане
с другом, который казался воплощением молодости, здоровья, энергии… Он умер от «неизвестного
вируса» спустя три недели после постановки диагноза.
На таинственную болезнь люди
реагировали по-разному, и настроение в городе стало совсем мрачным, когда
слухи, растерянность и страх охватили гей-сообщество. Мне было сложно
совместить тот новый мир, в котором я жил, с постмодернистской эстетикой,
которую изучал на курсах фотографии. К счастью, во время исследований в
Стэнфордском университете мне попались
какие-то редкие медицинские фотографии 19-го века. «Клинические» фотографии
использовались для документирования, фиксации медицинских загадок. Я обратился
к этим завораживающим, пугающим фотографиям в своей работе и создал серию
фотографий моих друзей и знакомых. Я хотел запечатлеть настроение и эмоции
времени, когда так грубо и резко обрывались молодые жизни. Время, которое мы не
должны забыть».
Прошлое – это пролог. Ели мы
забудем прошлое, оно вернется и отомстит нам.
www.parniplus.ru по материалам POZ.COM
|