Ни
одно мероприятие в области СПИДа сейчас
не обходится без "красной ленточки" - кусочка шелковой ленты,
сложенной особым образом. Красная ленточка - международный символ борьбы
со
СПИДом, который используют как логотип и ВОЗ, и агентства ООН и
бессчетное
количество благотворительных фондов.
Все
так привыкли к ней, что мало кто воспринимает
ее в изначальном качестве - как радикальный арт-проект, который в свое
время
позволил перевернуть привычные представления об эпидемии. Этот проект
был
спланирован и блестяще реализован группой гей-активистов, а рожден он
был музой
американского художника-гея Франка Мура (1954-2002).
Политические
ландшафты
Американскому
художнику Франку Муру было суждено
войти в историю как "создателю красной ленточки". Именно так его
упоминали в некрологах, когда он скончался в 2002 году в результате
лимфомы -
рака, связанного со СПИДом. Надо отметить, что до этого он жил с
ВИЧ-инфекцией
более 20 лет. То, что главным делом его жизни все до сих пор считают
кусочек
шелковой ленты, может показаться довольно странным. В конце концов, он
добился
популярности именно как профессиональный художник - его выставки
проходили в
самых разных странах мира, его странные "пейзажи" - футуристические,
сюрреалистические ландшафты пользовались огромным спросом.
Однако
в каком-то смысле такая слава закономерна.
Несмотря на фантастичность его образов, его никогда нельзя было обвинить
в
побеге от грустной действительности. Наоборот, его искусство всегда было
прямым
отражением его политической деятельности, а уж ей он занимался в
буквальном
смысле со школьной скамьи (в школе он устроил кампанию против
неадекватной
спортивной программы). В дальнейшем, он посвятил жизнь борьбе за права
гомосексуалов, охране окружающей среды, а в начале 1980-х, когда
американское
гей-сообщество поразила эпидемия СПИДа, затронувшая и его самого, вряд
ли кого
удивило, что он со всей страстностью занялся борьбой с новой инфекцией.
Его
картины всегда отражали его страстный,
неравнодушный взгляд на мир и общество. Одна из самых знаменитых его
работ -
"Ниагарский водопад" стала своеобразным символом загрязнения
окружающей среды. Тема СПИДа тоже отражалась в картинах прямо или
косвенно, его
знаменитая работа 1992 года - "Вирусная романтика" изображает букет,
на котором расцветают вирусы иммунодефицита человека. Многие его работы
откровенно гомоэротичны, что тоже было политическим заявлением, если
учесть его
работу в гей-движении. Как бы то ни было, сейчас многие смотрят на его
действительно хорошие картины, чтобы ответить на вопрос: "А что рисовал
создатель красной ленточки?"
Кровь не побежденых
Свое
"открытие" Франк Мур сделал,
работая в ассоциации художников "Визуальный СПИД", которая объединила
в 1980-х годах ВИЧ-положительных людей искусства, и продолжает успешно
действовать и поныне. Заболевание наносило сильнейший урон культуре -
уже
многие талантливые художники, музыканты и другие люди искусства умерли
от
СПИДа. Активисты решили привлечь внимание именно к этому факту, чтобы
хоть
как-то "расшевелить" общество.
Идея
Мура была проста, и, как любая гениальная
мысль, она уже давно "витала в воздухе". Дело было в 1991 году, и Мур
обратил внимание на то, что соседняя семья носила желтые ленты - в знак
надежды, что их дочь-военнослужащая благополучно вернется из Персидского
залива. Ленточки складывались так, что напоминали перевернутую букву
"V" - символ победы. Для прирожденного активиста, Франка Мура, борьба
со СПИДом тоже была войной, пусть и "внутренней" - битвой, которой не
видно конца, а потери все продолжаются. "Ленточка может быть метафорой и
для СПИДа тоже", - решил он.
Был
выбран красный цвет - цвет крови, одной из
жидкостей человеческого тела, в которой содержится вирус, но так же и
символ
"кровного братства", и страсти, которая всегда двигала Муром.
Художники из "Визуального СПИДа" на время оставили мольберты,
переключившись на складывание ленточек - их делали сотни и сотни тысяч,
поскольку проект нужно было сделать популярным в кратчайшие сроки.
Для
нового символа подготовили продуманную
рекламную кампанию - это и обеспечило успех. Началось все с
распространения
простой листовки, призывавшей: "Отрежьте красную ленту 6 сантиметров
длиной,
затем сверните в верхней части в форме перевернутой "V". Используйте
английскую булавку, чтобы прикрепить ее к одежде".
Настоящее
признание проект получил только во
время церемонии вручения наград "Tony Awards" в 2000 году. Всех
номинантов и участников убедили надеть красные ленточки. В пресс-релизе
проекта
говорилось: "Красная лента (перевернутое "V") станет символом
нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая
большая
надежда, связанная с этим проектом - это то, что к 1-ому декабря,
Всемирному
дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всем мире". С тех пор
ленточки стали просто частью дресс-кода на Оскарах и тому подобных
"тусовках". Художники добились желанной цели - СПИД начал, пусть и
неявно присутствовать в центре общественного внимания. Простая ленточка
нарушила
"обет молчания" в отношении эпидемии.
Ленточки на все
случаи жизни
С
тех пор красная ленточка стала воплощаться
снова и снова, появляясь в самых неожиданных местах - марки с ленточкой,
значки, майки, кружки, все что угодно. Многие сейчас презрительно
относятся к
бывшему революционному символу - слишком уж коммерческим, ширпотребным
он стал.
Успех
проекта "Красная ленточка" был
настолько впечатляющим, что многие решили сделать то же самое, чтобы
привлечь
внимание к другим социальным проблемам. Ленточки начали множиться в
невероятном
количестве. Желтая ленточка - символ борьбы с гепатитом С, розовая -
борьба с
раком груди, сиреневая - против насилия над женщинами, и это только
некоторые
из бесконечного списка. Появилась и радужная ленточка - символ борьбы за
права
геев и лесбиянок, и внебрачная дочь радужного флага и "СПИДовской"
ленточки. Последняя тоже приобретает новые формы. Например,
"перевернутая" красная ленточка, напоминающая букву "V" -
международный символ в поддержку поисков вакцины против ВИЧ.
Сколько
бы ни говорили о том, что красная
ленточка как символ приелась, необходимо признать, что лучше Франка Мура
еще
никто ничего не придумал. Ее можно сделать самостоятельно, она не
требует
больших жертв, но позволяет заявить о взглядах человека, выразить
солидарность
с теми, кто пострадал от эпидемии. Пусть даже только 1 декабря.
Небольшой шаг,
но все-таки шаг, за которым могут последовать и другие.